Ампир
Ампир
стиль в архитектуре первой трети 19 века, завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм 18 века (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (дикторские связки, лавровые венки, факелы, гении славы и т. д.), в окраске зданий — нейтральные цвета (преимущественно жёлтый). В московской архитектуре ампир получил широкое распространение в процессе восстановления и реконструкции города после пожара 1812 (преимущественно под руководством О. И. Бове). В Москве появились величественные общественные здания (Большой театр СССР, Вдовий дом, Манеж, Провиантские склады). Однако в основном облик «ампирной» Москвы определили уютные особняки и городские усадьбы (Луниных дом, Усачёвых-Найдёновых дом-усадьба, постройки А. Г. Григорьева — дом Лопухина — Станицкой, ныне Музей Л. Н. Толстого на Кропоткинской улице, 11, 1817—1822; дом 8 на улице Мархлевского, 1843—1844, и другие).Бывший дом Хрущёвых-Селезнёвых. 1814. Архитектор А. Г. Григорьев (ныне Музей А. С. Пушкина; Кропоткинская улица, 12/2).
Актовый зал университета (старое здание: проспект Маркса, 18). 1817—19. Архитектор Д. И. Жилярди.