Балет
Балет
Первое в России балетное представление — «Балет об Орфее и Эвридике» (постановка Н. Лим) было показано в Москве в 1673 (или 1675). С середины 18 века в Москве выступали иностранные антрепризы. В 1773 в классах Воспитательного дома стали готовить балетных артистов, которые позднее вошли в труппу антрепризы П. В. Урусова и М. Г. Медокса (основана в 1776), когда она начала выступать в специально построенном для неё Петровском театре (1780). От этой антрепризы ведёт свою историю балетная труппа Большого театра. В Петровском театре особым успехом пользовались комические, бытовые, жанровые балеты с народными плясками. В конце 18 — начале 19 веков значительное развитие получили многочисленные крепостные труппы, в том числе театр графов Шереметевых (в Москве и подмосковных имениях Кусково и Останкино), где в балетных спектаклях славилась крепостная танцовщица Т. В. Шлыкова-Гранатова. Крепостные артисты были одним из источников пополнения балетной труппы Большого театра.Сцена из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна. Балетмейстер Ю. Н. Григорович. Большой театр.
Общественный подъём, связанный с победой России в Отечественной войне 1812, вдохновлял и деятелей балета. Балетмейстеры И. М. Аблец, И. И. Вальберх и А. П. Глушковский ставили в Москве патриотические спектакли и дивертисменты о событиях Отечественной войны. Глушковский перенёс на московскую сцену многие балеты Ш. Дидло, создал первый балет на сюжет А. С. Пушкина («Руслан и Людмила» на музыку Ф. Е. Шольца, 1821). На московской сцене блистали Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, И. К. Лобанов, К. Ф. Богданов, Т. С. Карпакова и другие. Значительной была деятельность танцовщицы и балетмейстера Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Москве в 1823—39. В 40-е годы московский балет развивался в русле романтического искусства. Шли балеты, созданные Ф. Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, «Дева Дуная» А. Адана), Ж. Коралли и Ж. Перро («Жизель» А. Адана), Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, с участием известной австрийской балерины Ф. Эльслер). В русле романтического направления расцвело лирическое дарование Е. А. Санковской и её партнёра Т. Герино.
Во второй половине 19 века труппа Большого театра уже имела устойчивые традиции, что обусловило успех балетов с характерными танцами, включавших комедийные и драматические эпизоды («Конёк-Горбунок» Пуньи, поставленный А. Сен-Леоном в 1866 и ставший самым репертуарным балетом московской сцены, «Дон Кихот» Л. Минкуса, специально поставленный для Москвы М. И. Петипа, 1869). В 1877 В. Рейзингер впервые поставил «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, однако подлинную славу этот балет получил позднее в постановке Л. И. Иванова и М. И. Петипа. Известностью пользовались артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собещанская, П. М. Карпакова, Л. Н. Гейтен, С. П. Соколов, В. Ваннер, Ф. А. Рейнсгаузен, В. Ф. Гельцер, семьи Манохиных, Домашёвых, Ермоловых; в конце 19 века — А. А. Рославлева и А. А. Джури.
Новый этап в развитии московского балета начался с приходом в 1899 в Большой театр балетмейстера А. А. Горского. Он стремился освободить балет от рутины и штампов, обогатив его достижениями современного драматического театра и изобразительного искусства. Это выразилось в новых редакциях балетов классического наследия («Дон Кихот», 1900, и других), в постановке спектаклей «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910) и др. Горский ставил также балеты на музыку, не предназначенную для танца («Любовь быстра!» на музыку Э. Грига, 1913, «Пятая симфония» на музыку А. К. Глазунова, 1916, и др.). В спектаклях Горского расцвело дарование Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, А. М. Балашовой, В. А. Каралли, В. Д. Тихомирова, М. М. Мордкина, Л. Л. Новикова, В. А. Рябцева и других. Во 2-й половине 19 — начале 20 веков выросла музыкально-сценическая культура балетного спектакля. В Большом театре балетами дирижировали П. Лузин, С. Я. Рябов, А. Ф. Аренде. Спектакли оформлял мастер балетной феерии К. Ф. Вальц. В начале 20 века декорации к нескольким балетам создал художник А. Я. Головин; с Горским работал К. А. Коровин и другие. Октябрьская революция 1917 открыла перед московским балетом новые пути. Встала задача сберечь классическое наследие, донести его до нового зрителя. В 1919 впервые в Москве был поставлен «Щелкунчик» П. И. Чайковского (балетмейстер Горский), осуществлены новые постановки «Лебединого озера» Чайковского (Горский, при участии Вл. И. Немировича-Данченко, 1920), «Жизели» Адана (Горский, 1922), «Эсмеральды» Пуньи и Р. М. Глиэра (В. Д. Тихомиров, 1926) и др. Наряду с этим Большой театр делал первые эксперименты в воплощении современной темы (детский балет-феерия «Вечно живые цветы» на музыку Б. В. Асафьева в постановке Горского, 1922, и др.), шло обогащение хореографического языка («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, постановка К. Я. Голейзовского, 1925, и др.). Этапное значение приобрёл спектакль «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры Л. А. Лащилин и Тихомиров, 1927), в котором реалистическое раскрытие современной темы было основано на претворении и развитии классических традиций, использовании современных бытовых танцев. В творческих поисках участвовали артисты Е. В. Гельцер, М. П. Кандаурова, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, А. И. Абрамова, В. В. Кудрявцева, Н. Б. Подгорецкая, Л. М. Банк, Е. М. Ильюшенко, В. Д. Тихомиров, Л. А. Жуков, В. А. Рябцев, В. В. Смольцов, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин и другие.
В 20-х годах в Москве возникали и другие хореографические коллективы, в том числе студии А. Дункан, В. В. Майи, «Драмбалет» Н. С. Греминой, «Московский балет» (1922, руководитель Голейзовский), а также «Московский художественный балет» (1929), который до 1939 возглавляла В. В. Кригер; в 1939 он вошёл в состав Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 — Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
30-е годы были ознаменованы крупными успехами в воплощении историко-революционной темы («Пламя Парижа» Асафьева, постановка В. И. Вайнонена, 1932, Большой театр) и образов литературной классики («Бахчисарайский фонтан» Асафьева, постановка Р. В. Захарова, 1936, там же). В 1936—39 балетную труппу Большого театра возглавлял Р. В. Захаров (работал балетмейстером и оперным режиссёром до 1956). Балет приблизился к литературе и драматическому театру. Повысилось значение режиссуры и актёрского мастерства, спектакли обрели драматургическую целостность, более глубокой стала психологическая разработка характеров. Существенную роль сыграли спектакли Большого театра «Три толстяка» В. А. Оранского (балетмейстер И. А. Моисеев, 1935), «Светлана» Д. Л. Клебанова (балетмейстеры А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, 1939), «Кавказский пленник» Асафьева (балетмейстер Захаров, 1937) и Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «Цыгане» Василенко (балетмейстер Н. С. Холфин, 1938), «Ночь перед Рождеством» Асафьева (балетмейстеры Ф. В. Лопухов и В. П. Бурмейстер, 1938). В этот период достигло расцвета искусство М. Т. Семёновой, О. В. Лепешинской, А. Н. Ермолаева, М. М. Габовича, А. М. и С. М. Мессерер, начиналась деятельность С. Н. Головкиной, И. В. Тихомирновой, Ю. Г. Кондратова, А. И. Радунского и других. В оформлении балетных спектаклей участвовали художники В. В. Дмитриев, П. В. Вильяме, Б. И. Волков и другие. Высокого дирижёрского мастерства достиг в балете Ю. Ф. Файер.
В годы Великой Отечественной войны часть балетной труппы Большого театра была эвакуирована в Куйбышев, а часть давала спектакли в филиале. Театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко показал «Штраусиану» на музыку И. Штрауса (1941) и «Лолу» Василенко (1943), оба — балетмейстер Бурмейстер. Бригады артистов Москвы неоднократно выезжали на фронт.
В 1944—64 (с перерывами) балетную труппу Большого театра возглавлял Л. М. Лавровский. Были осуществлены постановки (ниже в скобках — фамилии балетмейстеров): «Золушка» (Захаров, 1945) и «Ромео и Джульетта» (Лавровский, 1946) С. С. Прокофьева, «Мирандолина» Василенко (Вайнонен, 1949), «Медный всадник» Глиэра (Захаров, 1949), «Шурале» Ф. 3. Яруллина (Л. В. Якобсон, 1955); «Лауренсия» А. А. Крейна (В. М. Чабукиани, 1956) и другие. Неоднократно возобновлялись балеты классического наследия: «Жизель» Адана (1944) и «Раймонда» Глазунова (1945) в постановке Лавровского, и другие. Гордостью Большого театра стало искусство Г. С. Улановой; образы, созданные ею, покоряли своей лирико-психологической выразительностью. Выросло новое поколение выдающихся артистов: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Я. Г. Сангович, В. А. Преображенский, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, А. А. Лапаури, Б. И. Хохлов, В. А. Левашов, Н. Б. Фадеечев, Я. Д. Сех и другие.
В 1941—71 балетной труппой Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко руководил В. П. Бурмейстер. Значительную роль сыграли его новые редакции классических спектаклей («Эсмеральда» Пуньи, Глиэра, Василенко, 1950; «Лебединое озеро» Чайковского, 1953), постановки на современную тему («Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, 1948, и др.), спектакли на исторические темы («Жанна д'Арк» Н. И. Пейко, 1957) и сказки («Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского, 1963). Здесь выросли талантливые танцовщики: М. С. Сорокина, В. Т. Бовт, Э. Е. Власова, А. В. Чичинадзе, А. А. Клейн, И. В. Курилов и другие.
Новый период в развитии московского балета начался с конца 50-х годов. В репертуар Большого театра были включены этапные для советского балета спектакли «Каменный цветок» Прокофьева (1959) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965), поставленные Ю. Н. Григоровичем. Расширился круг образов и идейно-нравственных проблем, возросла роль танцевального начала, обогатилась хореографическая лексика, велись интересные поиски в воплощении современной темы. Это нашло отражение в спектаклях: Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва — «Ванина Ванини» (1962) и «Геологи» («Героическая поэма», 1964) — оба Н. Н. Каретникова; О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури — «Подпоручик Киже» на музыку Прокофьева (1963); Голейзовского — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964); Лавровского — «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960). Наряду со зрелыми мастерами Плисецкой, Тимофеевой, Фадеечевым и другими ведущее положение заняла талантливая молодёжь: Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, М. Э. Лиепа и другие.
С 1964 главным балетмейстером Большого театра стал Григорович, закрепивший и развивший прогрессивные тенденции в деятельности балетной труппы. Новые спектакли театра «Весна священная» И. Ф. Стравинского (балетмейстеры Касаткина и Василёв, 1965), «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. К. Щедрина (А. Алонсо, 1967), «Асель» В. А. Власова (О. М. Виноградов, 1967), «Икар» С. М. Слонимского (В. В. Васильев, 1971), «Анна Каренина» Щедрина (Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, 1972) и другие отмечены интересными творческими поисками.
Выдающееся значение для советского балета имел спектакль «Спартак» Хачатуряна, поставленный Григоровичем (1968). Им осуществлены также спектакли на исторические («Иван Грозный» на музыку Прокофьева в аранжировке М. И. Чулаки, 1975) и современные («Ангара» А. Я. Эшпая, 1976) темы, синтезировавшие и обобщившие творческие поиски предшествующих периодов в развитии балета. Им свойственны идейно-философская глубина, богатство хореографических форм и лексики, драматургическая целостность, широкое развитие действенного симфонического танца. В свете новых творческих принципов Григоровичем были осуществлены новые постановки балетов Чайковского «Спящая красавица» (1963 и 1973), «Щелкунчик» (1966), «Лебединое озеро» (1969).
В 50—70-е годы балетными спектаклями Большого театра дирижировали Ю. Ф. Файер, Г. Н. Рождественский, А. М. Жюрайтис, А. А. Копылов и другие. В оформлении участвовали художники В. Ф. Рындин, Э. Г. Стенберг, А. Д. Гончаров, Н. Н. Золотарёв, Б. М. Мессерер, В. Я. Левенталь и другие. Художник всех спектаклей Григоровича — С. Б. Вирсаладзе.
Во второй половине 70-х годов в Большой театр пришла талантливая молодёжь: Л. И. Семеняка, Т. Н. Голикова, Н. В. Павлова, А. А. Михальченко, А. Ю. Богатырёв, В. М. Гордеев, Б. Б. Акимов и другие. Балетной труппой Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с 1971 руководит А. В. Чичинадзе. Им поставлены «Золушка» Прокофьева (1971), сюита на музыку «Гаянэ» Хачатуряна (1972), «Степан Разин» Н. Н. Сидельникова (1977) и др.
Наряду с балетными театрами в Москве работают академический Ансамбль народного танца СССР (руководитель И. А. Моисеев), академический хореографический ансамбль «Берёзка» (руководитель Н. С. Надеждина) и ансамбль «Классический балет» (руководители Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв). В Москве показывают своё искусство коллективы и отдельные исполнители Советского Союза и других социалистических стран (труппа Будапештского оперного театра, «Комише опер» из ГДР и другие), а также Франции («Гранд-Опера», Марсельский балет и другие), США («Нью-Йорк сити балле», «Америкен балле тиэтр», танцевальные труппы А. Эйли, X. Лимона, П. Тейлора), Великобритании (Королевский балет Великобритании), Бельгии («Балет XX века») и другие. Многие зарубежные артисты проходят стажировку в Большом театре. С 1969 проводится Международный конкурс артистов балета (1 раз в 4 года). Артистов балета готовит Московское хореографическое училище, балетмейстеров и балетоведов — ГИТИС имени Луначарского (см. Театрального искусства институт).
Балетные коллективы Москвы неоднократно гастролировали во многих странах.