МХАТ имени М. Горького
Художественный театр
(МХТ, с 1919 — академический, МХАТ) имени М. Горького (с 1902 в Камергерском переулке, ныне — проезд Художественного театра, здание бывшего Лианозовского театра, перестроено в 1902, архитектор Ф. О. Шехтель), создан в 1898 К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В труппу вошли возглавляемые Станиславским участники любительских спектаклей Общества искусства и литературы (М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. Р. Артём) и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества (О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд). Открылся 14 (26) октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и Горького («Мещане» и «На дне», оба в 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Среди лучших спектаклей МХТ также: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Синяя птица» Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» Тургенева (1909), «Гамлет» Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и другие. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли: А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. С. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева и другие, которые наряду с вступившими в МХТ ранее Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым стали выдающимися мастерами советской сцены. Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию советского репертуара («Дни Турбиных» Булгакова, 1926, пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова и др.). Событием стала постановка пьесы «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Толстому, «Три сестры» Чехова (1940). Большое значение на пути становления социалистического реализма имел спектакль «Враги» Горького (1935). Среди крупных работ: «Платон Кречет» Корнейчука (1935), «Школа злословия» Шеридана (1940), «Глубокая разведка» Крона (1943). В годы Великой Отечественной войны были поставлены «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Симонова, «Офицер флота» Крона. В 1942 в спектакле «Кремлёвские куранты» Погодина впервые на сцене МХАТ создан образ В. И. Ленина (А. Н. Грибовым; спектакль возобновлён в 1956, в роли Ленина — Б. А. Смирнов). Из значительных спектаклей последующих лет: «Дядя Ваня» Чехова (1947), «Плоды просвещения» Л. Толстого (1951), «Золотая карета» Леонова (1957), «Милый лжец» Килти (1962), «Сталевары» Бокарева (1972), «Соло для часов с боем» Заградника (1973), «Заседание парткома» (1975) и «Обратная связь» (1977) Гельмана, «Утиная охота» Вампилова (1979). Награждён орденом Ленина (1937), орденами Трудового Красного Знамени (1938) и Октябрьской Революции (1978).Московский художественный академический театр. Старое здание.
В труппе (1978): М. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, А. П. Зуева, А. П. Кторов, П. В. Массальский, Б. Я. Петкер, М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов и другие. С 1970 главный режиссёр О. Н. Ефремов. Наряду с основной сценой спектакли также идут в филиале МХАТа (с 1933, улица Москвина, 3, здание бывшего Театра Корша) и в новом здании (с 1973, Тверской бульвар, 22, здание построено в 1972, архитекторы В. С. Кубасов и другие). В старом здании МХАТа в зрительном зале 1180 мест, в новом — 1350, в филиале — 1250.
Московский художественный академический театр. Новое здание на Тверском бульваре.
При театре имеется музей (с 1923) с двумя филиалами — музеями-квартирами Станиславского и Немировича-Данченко. С 1943 существует Школа-студия имени В. И. Немировича-Данченко.