Кино
Кино
Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду «Эрмитаж». Затем кинопрограммы показывались во временных помещениях на Девичьем поле. Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 русским кинопредпринимателем А. А. Ханжонковым). Позже появились «Форум», «Уран». Пионером русского кино стал популярный актёр театра Корша фотолюбитель В. А. Сашин: летом 1896 он начал съёмки, а 1 сентября 1897 в театре после спектакля «Ревизор» показал кинопрограмму в качестве аттракциона. С 1904 в Москве появились постоянные операторы-хроникёры французских фирм «Пате» и «Гомон». Сюжеты неигрового характера снимали также московские фотографы-профессионалы, операторы, работавшие у Ханжонкова. Игровые ленты были все иностранные. В 1908 Ханжонков построил первую кинофабрику, открылись и другие кинопредприятия; Москва становилась центром отечественного кинопроизводства. В 1911 в Москве была снята первая полнометражная картина «Оборона Севастополя» (режиссёры В. М. Гончаров и Ханжонков). Первые режиссёры, актёры, художники пришли в кино из Введенского народного дома: П. М. Чардынин, Гончаров, И. И. Мозжухин. Работали также режиссёры Я. А. Протазанов, Е. Ф. Бауэр, В. Р. Гардин, В. А. Старевич, актёры В. В. Холодная, В. Н. Пашенная, В. В. Максимов и другие.Великая Октябрьская революция открыла новый этап в истории отечественной кинематографии. Решающее значение имел подписанный В. И. Лениным 27 августа 1919 Декрет СНК РСФСР о национализации кино. Всероссийский фотокиноотдел Наркомпроса (ВФКО), в ведение которого перешла вся киноторговля и кинопромышленность, получил в наследство от дореволюционного кинематографа разрушенные ателье и бездействующие кинотеатры. Начался период восстановления и реконструкции кинопроизводства. Основу советского кино заложила хроника. Операторы П. К. Новицкий, А. А. Левицкий, П. В. Ермолов, Г. В. Гибер, А. Г. Лемберг вели съёмки революционных событий: массовой демонстрации московских рабочих 25 марта 1917, первомайской демонстрации 1917, Октябрьских дней в Москве. Фильм «Пролетарский праздник в Москве», посвящённый первомайским торжествам 1918, запечатлел В. И. Ленина. 1 июня 1918 вышел первый киножурнал «Кинонеделя № 1»; 21 мая 1922 появился первый номер «Киноправды» Д. Вертова. Для съёмок хроники была выделена 3-я госкинофабрика «Культкино». Здесь работали ведущие советские документалисты Д. Вертов, И. П. Копалин, Я. М. Посельский и другие. В 1931 была образована «Союзкинохроника» (см. Киностудия документальных фильмов). Первый советский полнометражный игровой фильм, снятый в Москве, — «Серп и молот» (1921, режиссёр Гардин). В 20-е годы созданы фильмы, которые стали этапными для советской и мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец „Потёмкин“» (оба — 1925, режиссёр С. М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингисхана» (1929) — оба режиссёр В. И. Пудовкин. В 1927 началось строительство кинокомбината на Потылихе (с 1936 — «Мосфильм»). В 1924 возникла Киностудия имени М. Горького.
Кадр из фильма «Броненосец „Потёмкин“». Режиссёр С. М. Эйзенштейн.
Коммунистическая партия постоянно оказывала киноискусству помощь и содействие. Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии при ЦК ВКП(б) (март 1928) уделило главное внимание вопросам пропаганды киноискусства. Кинематография Москвы сыграла огромную роль в становлении и развитии советского киноискусства, здесь созданы фильмы, вошедшие в его золотой фонд. В 1931 снят первый отечественный звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк). Среди наиболее значительных кинокартин 30-х годов: «Окраина» (1933, режиссёр Б. В. Барнет), «Гармонь» (1934, режиссёр И. А. Савченко), «Весёлые ребята» (1934, режиссёр Г. В. Александров), «Петербургская ночь» (1934, режиссёры Г. Л. Рошаль, В. П. Строева), «Мы из Кронштадта» (1936, режиссёр Е. Л. Дзиган), «Последняя ночь» (1936, режиссёр Ю. Я. Райзман), «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) — оба режиссёр М. И. Ромм, трилогия режиссёра М. С. Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) и «Мои университеты» (1940), «Александр Невский» (1938, режиссёр Эйзенштейн), «Трактористы» (1939, режиссёр И. А. Пырьев). В 1930 организована студия «Диафильм»; в 1936 на базе небольших мультмастерских начала выпускать рисованные и кукольные фильмы студия «Союзмультфильм». В январе 1933 начала работать Киностудия научно-популярных фильмов.
Кадр из фильма «Баллада о солдате». Режиссёр Г. Н. Чухрай.
В начале Великой Отечественной войны студии были эвакуированы из Москвы. Большая часть кинематографистов переехала в Алма-Ату. Здесь создавались «Боевые кино-сборники», снимались полнометражные художественные фильмы: «Секретарь райкома» (1942, режиссёр Пырьев), «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943) — оба режиссёр А. Б. Столпер, «Нашествие» (1945, режиссёр А. М. Роом), «Иван Грозный» (первая серия, 1944, режиссёр Эйзенштейн) и другие. Студия кинохроники осталась в Москве. 236 кинооператоров вели репортажи со всех фронтов. В самые суровые дни выходили номера журнала «На защиту родной Москвы». За 10 дней была смонтирована картина «Разгром немецких войск под Москвой» (1942). Мастера игрового кино работали совместно с документалистами. Фильмы «Битва за советскую Украину» режиссёра А. П. Довженко (1943), «Берлин» режиссёра Райзмана (1946), «Освобождённая Франция» режиссёра С. И. Юткевича (1944), «Разгром Японии» режиссёров И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи (1946) вписали яркую страницу в историю документального кино.
Кадр из фильма «Белый Бим чёрное ухо». Режиссёр С. И. Ростоцкий.
В послевоенные годы вышли фильмы, посвящённые важным историческим и современным проблемам: «Сельская учительница» (1947, режиссёр Донской), «Повесть о настоящем человеке» (режиссёр Столпер), «Молодая гвардия» (режиссёр С. А. Герасимов), «Сказание о земле Сибирской» (режиссёр Пырьев) — все в 1948, «Возвращение Василия Бортникова» (1952, режиссёр Пудовкин), «Мусоргский» (1950, режиссёр Рошаль), «Адмирал Ушаков» (1953, режиссёр Ромм) и другие. Подъём советского киноискусства во второй половине 50-х — 60-е годы связан с именами мастеров кино, работавших в Москве. Известность получили фильмы «Летят журавли» (1957, режиссёр М. К. Калатозов), «Коммунист» (1957, режиссёр Райзман), «Баллада о солдате» (1959, режиссёр Г. Н. Чухрай), «Судьба человека» (1959, режиссёр С. Ф. Бондарчук), «9 дней одного года» (1962, режиссёр Ромм), «Иваново детство» (1962, режиссёр А. А. Тарковский), «Живые и мёртвые» (1963, режиссёр Столпер), «Мне 20 лет» (1964, режиссёр М. М. Хуциев), «Война и мир» (1965—67, режиссёр Бондарчук), «Берегись автомобиля» (1966, режиссёр Э. А. Рязанов) и другие. С середины 60-х и в 70-е годы центральное место занимают фильмы, посвящённые современности. Для них характерны широкий показ жизни страны, многогранное раскрытие образов современников, обогащение выразительных средств киноязыка: «Председатель» (1964, режиссёр А. А. Салтыков), «Твой современник» (1967, режиссёр Райзман), «Калина красная» (1974, режиссёр В. М. Шукшин), «Дочки-матери» (1974, режиссёр Герасимов), «Сто дней после детства» (1974, режиссёр С. А. Соловьёв), «Зеркало» (1975, режиссёр Тарковский), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, режиссёр Н. С. Михалков). По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Лучшие картины с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советского народа: «Белорусский вокзал» (1970, режиссёр А. С. Смирнов), «Освобождение» (1970—71, режиссёр Ю. Н. Озеров), «А зори здесь тихие...» (1972, режиссёр С. И. Ростоцкий), «Восхождение» (1977, режиссёр Л. Е. Шепитько).
Большое значение в жизни советского кино имеет постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972). Москва — центр кинообразования и научно-исследовательской работы в области кино. В 1929 основан Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). В 1966 на базе института организован Всесоюзный НИИхимфото. В 1974 создан Всесоюзный научно-исследовательский институт теории и истории кино. Научная работа ведётся также в центральном кинохранилище Госфильмофонда СССР. Здесь собраны фильмы отечественного и зарубежного производства. Ценнейшие материалы хранятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД).
Кадры кинематографистов готовит Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, см. Кинематографии институт). В 1964 созданы объединённые Высшие курсы режиссёров и сценаристов. В Москве издаются журналы «Искусство кино», «Советский экран», «Спутник кинозрителя», «Техника кино и телевидения», «Киномеханик», газета «Московская кинонеделя» и др. Действует около 120 кинотеатров (1979). Городская контора кинопроката обслуживает свыше 2000 заказчиков — кинотеатры, профсоюзные дворцы культуры и клубы.
В 1935 в Москве состоялся первый Международный кинофестиваль; с 1959 они проводятся 1 раз в 2 года (см. Кинофестиваль). Киностудии Москвы осуществляют совместные постановки с кинематографистами других сопиалистических стран, а также Японии, Франции, Финляндии, Швеции, Италии, США и др. («Человек с другой стороны», «Красная палатка», «Ватерлоо», «Ленин в Польше» и др.).
Кинематографисты Москвы запечатлели родной город в фильмах («Здравствуй, Москва», «Небо Москвы», «Июльский дождь», «Я шагаю по Москве» и других).