Курганы
Курганы
земляные насыпи над древними могилами. На территории Москвы — погребальные памятники славян-вятичей 11—13 веков. Захоронения под курганами в древнерусских городах прекратились с введением христианства, но сельское население продолжало хоронить умерших по старому языческому обряду. Московские курганы — кладбища многочисленных сельских поселений, окружавших раннефеодальный город. На территории современной Москвы зафиксировано около 70 групп курганов, располагавшихся главным образом на правобережье реки Москвы (см. Археологическую карту Москвы). Первые раскопки курганов вятичей произведены в 1838 А. Д. Чертковым. Значительное число курганов в 19 веке было раскопано, уничтожено при застройке и кладоискательских поисках. В начале 20 века работами А. А. Спицына материалы курганов были систематизированы и определены как принадлежащие вятичам. Обобщение и классификация всего огромного курганного материала принадлежит А. В. Арциховскому (1930). В советское время курганы раскопаны у платформы Яуза, в местностях Зюзино, Черёмушки, Фили, Матвеевское, Коньково, Очаково, Царицыно, Борисово, Орехово и других. До настоящего времени курганы сохранились в Царицыне, Филях, Конькове, Узком, Тёплом стане и др., в основном на территориях лесопарков. Количество курганов в могильниках различно (от нескольких курганов до десятков). Насыпи преимущественно полушаровидной формы, средняя высота 1,5—2 м. В них встречаются остатки тризны — угли от костра, кости животных, разбитая посуда. Мужские погребения обычно содержат железные ножи, металлические пряжки от поясов глиняные горшки, изредка — серебряные бляшки от поясного набора, конские удила, серпы, кресала, скобели и др. Женщин хоронили в праздничном (свадебном) племенном уборе (бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, ажурные бронзовые перстни, разнообразные браслеты). В погребениях встречаются остатки тканей — льняных и шерстяных местного производства и привозных шёлковых, кожаная обувь. Находки свидетельствуют о развитии деревенского ремесла (изделия ювелиров, гончаров, кузнецов, кожевников), об экономических связях сельской округи с городом (привезённые в Москву с Волыни шиферные пряслица, изготовленные в городе предметы христианского культа — кресты и образки, которые использовались как украшения). Материалы из курганов — ценный исторический источник, характеризующий не только этнический состав и физический тип населения, но также экономику, идеологические представления и социальный строй первоначального населения Москвы.Литература: Арциховский А. В., Курганы вятичей, Москва, 1930.