«Модерн»
«Модерн»
стиль в архитектуре конца 19 — начала 20 веков, стремившийся противопоставить характерным для 19 века эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля «модерн» — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (с уделением особого внимания оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т. д. нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Ф. О. Шехтеля. Среди наиболее характерных московских построек в стиле «модерн» — Сандуновские бани (Корпус магазинов, 1895, архитектор Б. В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899—1903, архитектор«Модерн». Бывший доходный дом
В рамках «модерна» (но как особая его разновидность) развивалось национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества [церковь бывшей Марфо-Мариинской обители, 1908—1912, архитектор А. В. Щусев (Большая Ордынка, дом 34а), здание Казанского вокзала и др.].
Литература: Кириченко Е. И., Москва на рубеже столетий, Москва, 1977.