Литература
Москва — подлинная колыбель русской культуры. По словам В. Г. Белинского, «изо всех российских городов Москва есть истинный русский город, сохранивший свою национальную физиономию, богатый историческими воспоминаниями, ознаменованный печатью священной древности...» (Полное собрание сочинений в 13 томах, т. 11, Москва, 1956, с. 30). Москва — родина
Москва — центр современной литературной жизни, где сосредоточены редакции ведущих газет, журналов, издательства, происходят съезды писателей, находятся руководящие органы Союзов писателей СССР и РСФСР, активно работает Московская писательская организация.
По мере того как Московское княжество укреплялось политически, объединяя северные русские земли, Москва становилась крупным культурным центром Древней Руси. В московских и близлежащих монастырях создавались обширные библиотеки из русских и греческих книг. Идее возвышения Москвы служили московские летописи 14—15 веков, а также жития московских «святых». Во второй половине 15 века в правящих кругах и в литературе возникает концепция «Москвы — третьего Рима» (повесть Нестора Искандера «О взятии Царьграда турками» и др.). В Москве создавались обширные летописные своды, например Никоновский лицевой свод. В обстановке острой общественной борьбы появилась публицистическая литература (аллегорические повести
С перенесением столицы в Петербург (1712) там сложился новый культурный центр. Большинство писателей 18 века работало в Петербурге. С Москвой был связан
Следующий этап литературной жизни в Москве связан в значительной мере с именем Н. М. Карамзина. Им были основаны «Московский журнал» (1791—92), ставший органом нового литературного направления — сентиментализма, а позже журнал «Вестник Европы» (1802—30), вокруг которого группировались молодые поэты
Духовная жизнь дворянской Москвы 20-х годов 19 века, в которой остро сталкивались «век нынешний и век минувший», гениально воспроизведена в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В 1823—1825 в Москве существовало Общество любомудрия — первый русский литературно-философский кружок. «Любомудры» печатались в«Вестнике Европы» и альманахе «Мнемозина», который совместно с
Участники литератрного кружка «Среда» (слева направо): С. Г. Скиталец, К. П. Пятницкий, Л. Н. Андреев, А. М. Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И. Шаляпин, Е. И. Чириков, И. А. Бунин. 1902.
В 30-е годы важными центрами духовной жизни Москвы стали студенческие литературно-философские кружки (см. Станкевича кружок, Герцена — Огарёва кружок). Наиболее значительным из московских журналов этого времени был «Телескоп», ведущими критиками которого были его издатель Н. И. Надеждин и молодой
В московских салонах (см. Литературные салоны и кружки) 40—50-х годов шла оживлённая полемика западников и славянофилов, которые, критикуя крепостнические порядки, расходились в оценке прошлого России и путей её будущего развития. С выходом журнала «Москвитянин» и сближением московских западников (критики
Н. С. Тихонов, С. П. Щипачёв, А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский и А. А. Сурков в гостях у А. Н. Толстого (на фото — в центре). 1944.
Демократический подъём 60-х годов, ослабление цензурного гнёта повлекли за собой увеличение в Москве числа литетарурных изданий, в том числе славянофильской ориентации: журнал «Русская беседа» (1856—60), газеты «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—65). Важную роль в общественно-литературной борьбе играл журнал «Русский вестник» (1856—1906). Успех журнала определило участие в нём
Важнейшим фактом общественной и культурной жизни Москвы последних десятилетий 19 века стало пребывание в ней Л. Н. Толстого. В начале 1882 он участвовал в переписи населения Москвы, избрав городскую трущобу «Ржанову крепость». При активном участии
Памятник Л. Н. Толстому перед зданием правления Союза писателей СССР. 1958.
В 1899 в Москве возник Литературно-художественный кружок. В том же году группа участников кружка создала литературное объединение, собиравшееся по средам на квартире писателя Н. Д. Телешова (отсюда название «Среда»), ставшее содружеством демократически настроенных писателей. Стремясь продолжать традиции русского реализма 19 века, участники «Среды» правдиво изображали противоречия действительности, противостояли модернистским группировкам. Активную роль в работе «Среды» играл М. Горький; в период Революции 1905—07 его квартира использовалась участниками Декабрьского вооружённого восстания. Поэтов и музыкантов из народа объединял Суриковский литературно-музыкальный кружок, существовавший в Москве. С Москвой связана деятельность и ряда символистов, в том числе А. А. Блока. В 1899 сложился кружок, в который вошли К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис, несколько позже — В. Я. Брюсов, А. Белый и другие. Эта группа основала издательство «Скорпион» (1900—16), выпускавшее альманах «Северные цветы» (1901—05) и журнал «Весы». Существовал и другой кружок московских символистов — «Аргонавты», в котором участвовали поэты, художники, музыканты, философы; произведения их публиковались московскими издательствами «Гриф», «Мусагет» (1910—17). В годы реакции в Москве появились новые символистские альманахи и журналы, в том числе «Золотое руно» (1906—09). В 1910-е годы в Москве возникли также кружки футуристов, в том числе «Центрифуга»
После Октябрьской революции 1917, которая открыла новую эпоху в истории литературы, эпоху социалистического реализма, Москва, ставшая (с 1918) столицей Советского государства, сделалась центром культурной и литературной жизни страны. Многие московские писатели стали активными строителями социалистической культуры. В газетах «Правда» и «Беднота» почти ежедневно выступал Д. Бедный. А. С. Серафимович с 1918 начал заведовать отделом литературы и искусства в «Известиях». Большой вклад в строительство новой жизни внёс В. Я. Брюсов, который работал с А. В. Луначарским в Наркомпросе, в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии его имени). Многочисленные «Окна РОСТА» создал в годы Гражданской войны В. В. Маяковский. Представители различных групп и течений выступали в Московском литературно-художественном кружке, в Доме печати (открылся в 1920). В Москве был основан Союз поэтов (1918—29), устраивавший вечера поэзии, доклады, диспуты. В условиях, когда издательская база советской печати была ещё слабой, характерной чертой литературной жизни были устные выступления (преимущественно поэтов) на различных эстрадах и в литературных кафе («Домино» — кафе Союза поэтов, «Стойло Пегаса» и др.). Но начали выходить в Москве и первые советские журналы: «Творчество» (1918—22), «Пролетарская культура» (1918—20).
Литературную жизнь Москвы 20-х годов отличала множественность писательских группировок, острота их идейно-эстетической борьбы; творческое единство советской литературы складывалось в противоборстве с буржуазно-эстетскими, формалистическими и вульгарно-социологическими тенденциями. В 1918 была создана литературная студия московского Пролеткульта, имевшая отдел, в котором литературному мастерству обучались рабочие писатели. Органом московского Пролеткульта был журнал «Горн» (1918—23). Ошибочные установки Пролеткульта критиковались
С 1922 начал выходить журнал «Молодая гвардия». Близкие к журналу
Здание правления Союза писателей СССР (бывшая усадьба князей Долгоруковых, конец 18 — начало 19 веков).
Переломным моментом в литературной жизни Москвы, как и в истории всей советской литературы, стало постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), согласно которому был создан единый Союз писателей СССР. Крупнейшим событием явился 1-й Всесоюзный съезд советских писателей (1934), который принял устав СП СССР и закрепил идейное единство советской литературы на основе метода социалистического реализма. Председателем союза был избран М. Горький; в 1932 в Москве торжественно отмечалось 40-летие его литературной деятельности; в московских театрах состоялись премьеры ряда его пьес. В числе знаменатеотных событий 30-х годов — столетие со дня смерти
22 июня 1941 в Москве состоялся митинг писателей. Многие из них в первые недели войны вступили в ряды Красной Армии, уехали на фронт. На всю страну прозвучали песни поэтов-москвичей В. И. Лебедева-Кумача («Священная война»), М. В. Исаковского, А. А. Суркова и др. В «Правде», «Известиях», «Красной звезде» печатались публицистические статьи А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга, патриотическая лирика. С 24 июня 1941 в Москве выпускались «Окна ТАСС», где с сатирическими антифашистскими стихами выступали Д. Бедный, С. Я. Маршак и другие. Московские писатели создали в годы войны ряд произведений, вошедших в советскую классику; среди них — «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, лирика
50—70-е годы отмечены значительным оживлением литературной жизни Москвы. В столице работает самый большой в стране отряд русских советских писателей, в том числе многие крупные прозаики, поэты, драматурги и кинодраматурги, детские писатели, публицисты, переводчики, литературоведы и критики. Писателями-москвичами созданы десятки выдающихся произведений о современности, на историко-революционную и ленинскую тему, о Великой Отечественной войне. В их числе повести
Большой интенсивностью характеризуется деятельность созданной в 1955 Московской писательской организации, её творческих объединений; она тесно связана с общественной и культурной жизнью города. В частности, один из пленумов правления Московской писательской организации (1965) был посвящён теме «Москва — город-герой и художественная литература», на других пленумах обсуждались доклады «Битва за Москву и её отображение в литературе» (1971), «Тема рабочего класса в произведениях писателей-москвичей» (1972), «Писатель и пятилетка» (1973), «Литература народного подвига» (1975), «Литература молодых и её осмысление в литературной критике» (1977), «Активность нравственных позиций в жизни и в литературе» (1978). Результатом постоянных и многообразных творческих связей писателей с коллективами московских заводов и фабрик явился ряд очерковых книг о Москве и москвичах. Писатели столицы регулярно проводят Дни советской литературы в районах Москвы и Подмосковья, участвует в Днях советской литературы в республиках и областях, в составе писательских бригад выезжают в промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Широкое признание получила деятельность ряда видных писателей-москвичей