Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Краска для обоев.

Драматический театр



Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В 16—17 веках ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в Успенском соборе в Кремле («Пещное действо», «Омовение ног»), на Красной площади («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи Руси с западноевропейскими странами вызвали интерес пере­довых людей к театру. В 1672 в Москве возник первый в России придворный театр: в летней резиденции царя Алек­сея Михайловича (в Преображенском) начали устраиваться спектакли, для которых была сооружена «Комедийная хоромина». Актёры немецкие, а потом и «из русских ребят» занима­лись под руководством пастора И. Г. Гре­гори и др. Для зимних выступлений в 1673 оборудовали помещение в Кремле. Спектакли ставились преимущественно на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михай­ловича театр был закрыт (1676). При Петре I в Славяно-греко-латинской ака­демии существовал школьный театр; с 1701 здесь показывались представле­ния, рассказывавшие в аллегорической форме о преобразовательной деятельности царя, подвигах и победах русской армии. В 1702 на Красной площади построили театр, здание («Комедиальная храмина»), где выступала приглашённая из Германии труппа под руководством И. X. Кунста. Театр был рассчитан на широкую публику, в нём ставились переводы пьес Мольера, Кальдерона и др. В 1706 он был закрыт, но спектакли в Москве продолжали идти (гастроли иностранных трупп, любительские представления русских «охочих комедиан­тов»).

В 1757 при Московском университе был открыт Университетский театр. С 1759 его представления показывались (до конца 1761 — начала 1762) на сцене Оперного дома Локателли у Красного пруда (ныне Комсо­мольская площадь). С этого рремени студен­ческая труппа стала профессиональной, получила название «Российский театр» (1760). В Университетском театре начали свою дея­тельность первые русские профессиональные актёры: Т. М. Троепольская, И. Ф. Лапин, А. М. Михайлова, И. Соколов и другие. В 1766—69 антрепризу в Москве возгла­вил Н. С. Титов. В 1776 антрепренёр М. Медокс и московский меценат князь П. В. Урусов создали первый в Москве постоянный публичный профессиональ­ный театр (спектакли шли в доме Ворон­цова на Знаменке), для которого в 1780 М. Медокс построил большое здание на улице Петровке — Петровский театр (см. Театр Медокса). В 1783 здесь впервые в Москве была показана комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина. В 1805 здание сгорело. Спектакли шли в специально выстроенном здании у Арбатских ворот (сгорело в 1812) и в различных других помеще­ниях. Со второй половины 18 века большое распрост­ранение получили крепостные театры (подмосковные театры Шереметевых в Кускове и Останкине, Юсуповых в Ар­хангельском и другие).

В 1824 для драматической труппы был переоборудован дом купца Варгина, названный Малым театром. Среди московских актёров конца 18 — начала 19 веков: В. П. Померан­цев, А. Г. Ожогин, Я. Е. Шушерин, Н. Ф. Калиграф, М. С. Синявская, П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы. В 1817 на московской сцене дебютировал П. С. Мочалов — крупнейший представитель революционного романтизма в актёрском искусстве, создатель образов Карла Моора («Разбойники» Шиллера, 1828), Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837) и других. В 1823 в труппу вошёл М. С. Щепкин — осново­положник критического реализма в сценическом искусстве, первый исполнитель на моековской сцене ролей Фамусова («Горе от ума», 1831), Городничего («Ревизор» Гоголя, 1836). В 1830—40-х годах Малый театр, свя­занный с кружками В. Г. Белинского, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена, Т. Н. Грановского, стал одним из очагов русской демократической культуры. Новый этап в жизни московской труппы начался с появле­ния в 1850-х годах пьес А. Н. Островского, давшего русской сцене обширный реалистический национальный репертуар. Все свои пьесы А. Н. Островский предназна­чал для Малого театра, активно участвовал в их постановке. На драматургии А. Н. Островского сформировался талант выдающегося актёра П. М. Садовского (см. Садовские) и других представителей этой прославленной московской театральной семьи. Среди актёров московской сцены второй половины 19 — начала 20 веков — Л. П. Косицкая (первая исполнительница роли Ка­терины в «Грозе» Островского, 1859), Г. Н. Федотова, С. В. Васильев, Н. М. Медведева, Н. А. Никулина, А. И. Южин. В 1870 в Малом театре в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Лессинга) дебютировала М. Н. Ермолова, в творчестве которой наиболее полно выра­зились передовые устремления Малого театра. Она создала проникнутые идеями революционного протеста трагедийные образы в пьесах Лопе де Веги (Лауренсия — «Овечий источник», 1876), Ф. Шиллера (Иоанна д'Арк — «Иоанна д'Арк», 1884; Мария Стюарт — «Мария Стюарт» 1886) и др. Борьбу за идейно значимый репертуар, высокую постано­вочную культуру спектакля осуществлял актёр и режиссёр А. П. Ленский. В соз­данном в 1898 Новом театре играли его ученики, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами Малого театра, — В. О. Массали­тинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев и другие. С конца 1860-х годов, вопреки монополии императорских театров, в Москве предпринимались попытки создания частных театров. В 1865—83 силами любителей и профессиональных актёров ставились спектакли московского «Артистического кружка» (в числе его руководителей А. Н. Островский, участников — П. М., М. П. и О. О. Садовские, П. А. Стрепетова и другие). В 1872 работал Народный театр на Политехниче­ской выставке (руководитель А. Ф. Федотов), в 1880—82 — театр Бренко. В 1882, после отмены монополии императорских театров, антрепренёр Ф. А. Корш открыл в Москве театр, собрав в труппе крупных мастеров сцены, игравших ранее по преимуществу в провинции (см. Театр Корша).

Чехов
А. П. Чехов читает пьесу «Чайка» актёрам Московского Художественного театра.

В 1888 было основано «Общество искусства и литературы», где ставил спектакли молодой К. С. Станиславский. В 1898 К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский Худо­жественный театр (МХТ; в него вошли участники спектаклей «Общества искусст­ва и литературы» и воспитанники В. И. Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества), сыгравший огромную роль в развитии русского и мирового сценического искусства. Творческая программа МХТ отвечала задаче создания общедоступного демократического театра, способного выразить устремления передовой части русского общества. Здесь была произ­ведена коренная реформа театрального искусства, складывалась знаменитая система К. С. Станиславского, ставшая эстетиче­ской и профессиональной основой сценического реализма. Подлинное рождение МХТ свя­зано с постановкой пьес А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904), М. Горького («На дне», «Мещане» — обе в 1902). Под руководством К. С. Станиславского и В. И. Не­мировича-Данченко в МХТ выросли крупнейшие актёры — И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова и другие. Стремление театральных деятелей найти новые пути развития сце­нического искусства вызвало появление ряда студий, театров. Для проведения экспери­ментальной работы, а также подготовки актёров с 1912 при МХТ были созданы студии (см. Студии Московского Худо­жественного театра). В 1913 К. А. Марджанов (Марджанишвили) создал «Свободный» театр. В 1914 А. Я. Таиров вместе с группой молодых актёров (А. Г. Коонен и др.) организовал Камерный театр, в котором стремился к воспитанию актера, владеющего всеми театральными жанра­ми — от трагедии до оперетты. В Москве проходили гастроли крупных петербург­ских и провинциальных артистов, масте­ров западноевропейского театра (Э. Дузе, Сара Бернар, Т. Сальвини, Мейнингенский театр и др.). Для гастролей на Большой Никит­ской улице был выстроен Интернациональ­ный театр, или театр «Парадиз».

После Октябрьской революции 1917 в театр пришёл новый зритель, начался бурный расцвет сценического искусства, частные театры были национализированы. В Москве возник­ло много новых театр, коллективов — Театр РСФСР 1-й (1920, с 1923 — Театр имени Вс. Мейерхольда), 3-я Студия МХТ (1920, с 1921—театр «3-я Студия МХТ», впоследствии Театр имени Евг. Вахтан­гова), Театр Революции (1922, ныне Театр имени Вл. Маяковского), Театр имени МГСПС (1923, ныне Театр имени Моссовета), Театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Театр юного зрителя, МХАТ 2-й (1924, на основе 1-й Студии МХАТа, см. Художественный театр второй), ТРАМ (1927, ныне Театр имени Ленинского комсомола), Центральный театр Красной Армии (открыт в 1929, ныне Центральный театр Советской Армии), Центральный театр кукол (открыт в 1931) и другие.

В первый период становления и развития советского театра с его агитационно-политической направленностью, боевой тен­денциозностью (спектакль-митинг «Мисте­рия-буфф» Маяковского в постановке В. Э. Мей­ерхольда, 1918 и 1921, и др.), полеми­ческим отрицанием старых сценических тради­ций важное значение имела деятельность Е. Б. Вахтангова, возглавлявшего с 1919 режиссёрскую секцию ТЕО (Театраль­ного отдела) Наркомпроса. Вахтанговское понимание театральности как современ­ного идейного отношения художника к изображаемой действительности стало одним из основных принципов советского те­атра последующего времени.

Маяковский
В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции «Бани» Маяковского. 1930.

В спектаклях 20—30-х годов яркая политическая тенденциозность сочеталась с глубоким психологизмом, правдивостью, ёмкостью характеров. Это нашло выраже­ние в спектаклях режиссёров различных инди­видуальностей. Тема революции и Граж­данской войны по-разному раскрывалась в спектаклях Е. О. Любимова-Ланского («Шторм» Билль-Белоцерковского, 1925, Театр им. МГСПС), А. Д. Попова («Виринея» Сейфуллиной и Правдухина, 1925, Театр имени Вахтангова; «Гибель эскадры» Корнейчука, 1934, Центральный театр Красной Армии), И. С. Платона и Л. М. Прозо­ровского («Любовь Яровая» Тренёва, 1926, Малый театр), в спектаклях МХАТа, осуществлённых И. Я. Судаковым под руководством К. С. Станиславского («Дни Турби­ных» Булгакова, 1926; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927), Камерном театре («Оптимистическая трагедия» Вишневского, 1933, режиссёр А. Я. Таиров). В 20—30-е годы В. Э. Мейерхольд поставил сатирические спектакли, обличавшие врагов револю­ции, приспособленцев («Мандат» Эрд­мана, 1925; «Клоп», 1929, и «Баня», 1930, Маяковского, Театр имени Мейерхольда). Ин­тересные и плодотворные поиски велись в области интерпретации классики, в которых участвовали Е. Б. Вахтангов («Свадьба» по Чехову, 1920, 3-я Студия МХТ), К. С. Станиславский («Ревизор» Гоголя, 1921, МХАТ), А. Я. Таиров («Федра» Расина, 1922, Камерный театр), В. Э. Мейерхольд (пьесы Островского «Доходное место», 1923, Театр Революции, и «Лес», 1924, Театр имени Мейерхольда) и др. Торжеством реалистических принципов режиссуры были спектакли МХАТа: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926) и «Женитьба Фигаро» Бомарше (1927), поставленные К. С. Станислав­ским; «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Три сестры» А. П. Чехова (1940), осуществлён­ные В. И. Немировичем-Данченко. Среди выдающихся постановок классики — пьесы А. Н. Островского в Малом театре, «Отелло» (1935) У. Шекспира и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1940; там же, в главных ролях — А. А. Остужев), «Укрощение строптивой» У. Шекспира в Центральном театре Красной Армии (1937), «Много шума из ничего» У. Шекспира (1936) в Театре имени Вахтангова, «Нора» Г. Ибсена (1939) в Театре имени Ленинского комсомола, «Как вам это понравится» У. Шекспира (1940) в Театре имени Ермоловой, «Трактирщица» К. Гольдони (1940) в Театре имени Моссовета. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-худо­жественных организаций» содействовало созданию ещё более благоприятных усло­вий для развёртывания творческого со­ревнования, направленного на дальней­ший подъём реалистичного сценического искусства. В 30-е годы появились пьесы, посвящённые теме труда, образу молодого советского ге­роя. В Театре Революции режиссёр А. Д. Попов поставил «Поэму о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934) Н. Ф. Погодина, режиссёр А. М. Лобанов — «Таню» А. Н. Арбузова (1939, в главной роли М. И. Бабанова), в МХАТе И. Я. Су­даков — «Платона Кречета» А. Е. Кор­нейчука (1935, в главной роли Б. Г. Добро­нравов); в Театре имени Моссовета Ю. А. Завадский — «Машеньку» А. Н. Афи­ногенова (1941, в главной роли В. П. Марецкая). Большую работу с молодыми драматургами вёл Театр имени Ленинского комсомола. Здесь режиссёром И. Н. Берсе­невым были поставлены «Парень из нашего города» К. М. Симонова (1941), «Юность отцов» Б. Л. Горбатова (1943). В 1937 в спектаклях «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина (Театр имени Вах­тангова, режиссёр Р. Н. Симонов) и «Правда» А. Е. Корнейчука (Театр Революции, режиссёр Н. В. Петров) актёрами Б. В. Щукиным и М. М. Штраухом был создан образ В. И. Ленина. Большое место в ре­пертуаре московских театров заняла драматур­гия М. Горького: «Егор Булычов и дру­гие» в Театре имени Вахтангова (1932), «Враги» в МХАТе и «Мещане» в Центральном театре Красной Армии (оба в 1935), «Дети солн­ца» в Театре имени Ермоловой (1937), «Варвары» в Малом театре (1941). В этот период в советском театре утверждался метод социалистического реализма, развивавшийся в работах режиссёров различных индивидуаль­ностей. В театрах Москвы играли ар­тисты разных поколений. В МХАТе — О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, Н. П. Хмелёв, А. О. Сте­панова, М. М. Яншин; в Малом театре — А. И. Южин, В. О. Массалитинова, А. А. Остужев, В. Н. Рыжова, П. М. Садов­ский, А. А. Яблочкина, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, М. М. Климов, Е. М. Шат­рова, Е. Н. Гоголева, М. И. Царёв. В новых, созданных после революции театрах Москвы раскрылись дарования И. В. Иль­инского, М. И. Бабановой, Н. П. Охлоп­кова, Д. Н. Орлова, М. М. Штрауха, М. Ф. Астангова, М. И. Жарова, Б. В. Щу­кина, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марец­кой, В. В. Ванина, Н. Д. Мордвинова, Р. Я. Плятта и других. Значительный вклад в театральное искусство Москвы внесли также ак­тёры и режиссёры, подготовленные в студиях МХАТа, работавшие в различных коллективах столицы. Среди них: С. В. Гиацинтова, И. Н. Берсенев, М. А. Чехов, А. Д. Дикий, А. Г. Коонен, Ю. А. Завадский и другие.

Спектакль
Сцена из спектакля «Заседание парткома» А. И. Гельмана. МХАТ. 1975.

В годы Великой Отечественной войны многие театры Москвы были эвакуированы, из артистов сформированы фронтовые те­атры и концертные бригады. Поставлены патриотические спектакли: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Московский театр драмы), «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942, Театр имени Вахтангова, премьера в Омске; МХАТ, Малый театр), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943, Малый театр, Театр им. Моссовета). В первые послевоенные годы важное место в репертуаре заняли пьесы, посвящённые образам героев Великой Отечественной войны. Значительным событием стала осу­ществлённая Н. П. Охлопковым постанов­ка героико-романтического спектакля «Моло­дая гвардия» по А. А. Фадееву (1947; Московский театр драмы). В спектаклях Театра Са­тиры «Баня» (1953) и «Клоп» (1954), поставленных В. Н. Плучеком, получили второе рождение в обновление традиции политического театра Мейерхольда — Маяковского. Традиции К. С. Станислав­ского и В. И. Немировича-Данченко были по-новому осмыслены и развиты в работах А. В. Эфроса в Центральном детском театре (постановка пьес В. С. Розова и других), О. Н. Ефремова в театре «Современник» (открыт в 1957; поставлены «Обыкновен­ная история» по Гончарову, 1966, «Декабристы» Зорина, «Народовольцы» Свободина, «Большевики» Шатрова — все в 1967, и др.). В 1956 МХАТ показал «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (в роли В. И. Ленина — Б. А. Смирнов). Значительные спектакли поставили К. А. Зубов («Васса Железнова» Горького, 1952, Ма­лый театр, в главной роли — В. Н. Пашенная), Ю. А. Завадский («Дали неоглядные» Вирты, 1957; «Маскарад» Лермонтова, новая редакция, 1963, Театр имени Моссове­та, в главной роли — Н. Д. Мордвинов), Н. П. Охлопков («Гамлет» Шекспира, 1954, «Гостиница „Астория“» А. П. Штей­на, 1956, «Медея» Еврипида, 1961, Театр имени Маяковского), Б. А. Бабочкин («Иванов» Чехова, 1960, Малый театр), Б. И. Равенских («Власть тьмы» Л. Н. Толстого, 1956, там же, в роли Акима — И. В. Ильинский), Е. Р. Симонов («Иркутская история» Арбузова, 1959, Театр имени Вахтангова). В 1964 на базе Театра драмы и комедии (основан в 1946) возник Театр драмы и комедии на Таганке, в труппу которого влились выпускники Театрального училища имени Щукина, воспитанные Ю. П. Люби­мовым; постановки: «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964), «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Час пик» по Е. Ставиньскому (1969), «Гамлет» У. Шекспира, «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (оба в 1971). Среди других спектаклей: «Ми­лый лжец» Д. Килти и «Соло для часов с боем» О. Заградника (1962 и 1973 — оба в МХАТе), «Конармия» по И. Э. Бабелю (1966, Театр имени Вахтангова), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1967, Малый театр), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1967, Театр имени Моссовета), «Разгром» по А. А. Фадееву (1970, Театр имени Маяковского).

Человек с ружьём
Сцена из спектакля «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина (в роли В. И. Ленина — М. А. Ульянов). Театр имени Евг. Вахтангова. 1970.

В 70-е годы в центре внимания московских театров продолжают оставаться спектакли, посвящённые образу современника, решению больших общественно-нравственных про­блем: «Человек со стороны» и «Веранда в лесу» И. М. Дворецкого (1971 и 1978, Театр на Малой Бронной), «Сталевары» Г. К. Бокарева, «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1972 и 1975, МХАТ), «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (1975, театр «Современник»), «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971, театр на Малой Бронной), «Птицы нашей молодости» и «Святая святых» И. П. Друцэ (1973, 1977 — оба Центральный театр Советской Армии), «Провинциальные анекдоты» (1974, театр «Современник»), «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова (1974, Театр имени Ермоловой), «Последний срок» В. Г. Распутина (1977, МХАТ), «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика (1976, Театр имени Маяковского), «Бег» М. А. Булгакова (1978, там же) и др. Ве­дётся большая работа по новому осмы­слению и современному прочтению классики: «На дне» М. Горького (1972, театр «Сов­ременник»), «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1973, Малый театр), «Тиль» по Ш. де Костеру (1974, Театр имени Ленин­ского комсомола), «Женитьба» Н. В. Го­голя (1975, Драматический театр на Малой Бронной), «Иванов» А. П. Чехова (1976, МХАТ), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1976, театр «Современник») и др. Значительный вклад в развитие театрального искусства Москвы внесли актёры Ю. К. Борисова, М. А. Улья­нов, Ю. В. Яковлев, Н. О. Гриценко, Л. В. Марков, А. Д. Папанов, Е. А. Евстигнеев, О, П. Табаков, Т. В. Доронина, А. С. Демидова, О. М. Яковлева, Л. К. Ду­ров, А. И. Дмитриева, И. М. Смокту­новский и другие.

Спектакль
Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» (в роли царя Фёдора — И. М. Смоктуновский). Малый театр. 1973.

В 1978 в Москве работали драматические театры: МХАТ, Малый, Театр имени Вахтангова, Театр имени Моссовета, Театр имени Маяковского, Театр имени Ленинского комсомола, Театр Сати­ры, Театр имени Ермоловой, «Современник», Театр имени Пушкина, Драматический театр имени Ста­ниславского, Центральный театр Советской Ар­мии, Театр имени Гоголя, Драматический театр на Малой Бронной, Театр драмы и комедии на Таганке, Новый драматический театр, Центральный детский театр, Театр юного зрителя, Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, Московский театр кукол, Театр миниатюр, цыганский театр «Ромэн», Театр-студия киноактёра и другие. В постановках московских театров участвовали художники В. А. Симов, А. Я. Головин, В. И. Козлинский, А. А. Веснин, В. А. и Г. А. Стенберги, Е. Е. Лансере, Г. Б. Якулов, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, Н. А. Шифрин, В. Ф. Рындин, В. А. Шестаков, М. М. Курилко, И. Г. Сумбаташвили, Б. Г. Кноблок, А. П. Васильев, В. Я. Левенталь и другие. Начиная с 20-х годов московские театры регулярно показывают свои спектакли за рубежом (гастроли МХАТа в США, Франции, Польше, ГДР, Театра имени Вахтангова во Франции, Юго­славии, Греции, Малого театра во Франции, Болгарии, Чехословакии и мн. др.). Круп­нейшие театры мира также периодически выступают в советской столице («Комеди Франсез» и Национальный народный театр Франции, английский Шекспировский мемо­риальный театр и Театр Питера Брука, немецкий театр «Берлинер ансамбль», «Театр Поль­ски», чехословацкий кукольный театр И. Скупы и мн. др.). В Москве ежегодно гастро­лируют коллективы театров союзных рес­публик и различных городов и автономных республик РСФСР, завершаются Всесоюзные и Всероссийские фестивали и смотры театрального искусства, фестивали драма­тургии братских социалистических стран. В 1917 в Москву из Петрограда было переведено Всероссийское театральное общество. До 1964 его бессменным руководителем бы­ла А. А. Яблочкина, с 1964 — М. И. Царёв. Подготовку актёрских и режиссёрских кадров ведут в Москве Государственный институт театраль­ного искусства имени Луначарского, Школа-студия имени Немировича-Данченко, Театральное училище имени Щепкина, Театральное училище имени Щукина, Студия при Центральном детском театре. Изда­ются журналы «Театр» (с 1937) и «Теат­ральная жизнь» (с 1958).