Градостроительство и архитектура Москвы. Часть 7
Генеральным направлением массового жилищного строительства стало сборное крупнопанельное домостроение. Многоэтажные жилые дома, общественные здания и инженерные сооружения возводятся на основе единого каталога унифицированных изделий. Проектируются жилые дома различной протяжённости и с более свободной ориентацией по странам света. Увеличилось и количество вариантов фасадов жилых зданий: различны оформления входов, ритм эркеров, балконов и лоджий, окраска и фактура стен. Между домами вводятся соединительные вставки. В результате этого индивидуализируются художественное решение отдельного здания и архитектурный облик каждого района. Ведётся также смешанная застройка жилых районов, включающая дома в 9 и более этажей. Повышение этажности увеличило эффективность использования городских земель и открыло новые возможности создания выразительных архитектурных ансамблей, а также обогатило силуэт застройки, придало ей живописность и контрастность. Строительство многоэтажных жилых домов началось в конце 1950-х годов с односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60-х годов в практику стали внедряться дома из вибропрокатных панелей, изготовленных по методу инженера
На примере крупных общественных зданий отчётливо видны типичные черты архитектурного творчества 60—70-х годов. Наряду с углублённой проработкой функциональных и технико-экономических задач его отличают большое внимание к вопросам художественной выразительности композиции, стремление эстетически осмыслить возможности новых строительных материалов и конструкций. Большинство современных общественных зданий характеризуется лаконизмом форм, свободным функционально и эстетически обоснованным объёмно-планировочным построением. В формировании архитектурно-художественного образа активно участвует монументально-декоративное искусство (настенные росписи, мозаичные панно, скульптура), которое используется в архитектуре крупных сооружений и объектов массового строительства — зданиях детских учреждений, школах, кинотеатрах, гостиницах, кафе. Среди первых общественных зданий, созданных на основе современных творческих принципов, — Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Запроектированный как комплекс взаимосвязанных корпусов, он представляет собой пространственно развитый единый архитектурный организм, слитый с парковым пейзажем. Важную роль в композиции играет синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства. Стилевые особенности современной архитектуры чётко проявились в таких постройках, как Городской аэровокзал, аэровокзалы «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово», Телебашня и Телецентр в Останкине, Хореографическое училище, гостиница «Россия», Курский вокзал, цирк на проспекте Вернадского, новое здание Художественного театра. Для Москвы 70-х годов характерным становится строительство не только отдельных общественных зданий, но и целых комплексов. Своеобразный городок науки складывается в Новых Черёмушках у пересечения улиц Профсоюзной и Красикова — здания Экономико-статистического института (архитекторы Л. Н. Павлов и другие), Института научной информации с фундаментальной библиотекой Отделения общественных наук АН СССР (архитекторы
Пропект Калинина. 1962-68. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и другие.
В 1976 началось строительство так называемых олимпийских объектов — комплекс Олимпийской деревни на Юго-Западе (архитекторы
Дом Советов РСФСР на Краснопресненской набережной. 1968-79. Архитекторы Д. Н. Чечулин, П. П. Штеллер и другие.