Музыка
Наиболее ранние сведения о музыкальной жизни города относятся к 15—16 векам, когда на их рубеже в Москве был создан хор Государевых певчих дьяков. Среди населения Москвы были распространены народные песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. Несмотря на церковные запреты, популярностью пользовалось искусство скоморохов, которые выступали и при дворе. На службе у Ивана IV Грозного состояли распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Фёдор Крестьянин, имевшие многочисленных учеников. Любительское музицирование развивалось в домах просвещённой верхушки московского боярства. На книжных миниатюрах 16 века встречаются изображения небольших органов. В 17 веке возросла роль светской музыкальной культуры в Москве, что во многом объяснялось расширением связей Москвы со странами Европы, а также с Украиной и Белоруссией. Появился новый стиль многоголосной хоровой музыки — партесное пение, сложилась московская школа многоголосного хорового письма, среди её крупных представителей В. П. Титов; популярность получила многоголосная песня — кант.
В 1672 в Москве открыт первый придворный театр, в спектаклях которого большое место отводилось музыке. При Петре I музыка становится важным элементом государственных празднеств. В 1731 труппа итальянских певцов и музыкантов, находившихся на службе у польского короля, исполнила в Москве оперу «Каландро» Д. А. Ристори — первый оперный спектакль в России. В 1759 оперная итальянская антреприза Дж. Б. Локателли познакомила публику с комической оперой в специально выстроенном театре у Красного пруда. В это время в Москве сформировались и национальные музыкальные кадры. Так, группа питомцев московского Воспитательного дома составила основу русской оперной труппы в «Деревянном театре» К. Книпера в Петербурге. В 1776 М. Г. Медокс совместно с П. В. Урусовым организовал первый в Москве публичный театр. На основе театра Медокса в Москве в 1780 создан Петровский театр (на улице Петровке). Наряду с драматическими театр ставил и оперные спектакли. На его сцене выступали артисты
К концу 18 века в Москве, наряду с Петербургом, сложились прочные национальные музыкальные традиции, ставшие основой для расцвета русской музыкальной культуры в 19 века. Значительную роль в развитии отечественного исполнительства сыграли представители московской школы скрипачей
В начале 19 века любительское музицирование достигло высокого художественного уровня. В домах братьев Мих. Ю. и Матв. Ю. Виельгорских,
Развитие музыкального театра в Москве во второй трети 19 века тесно связано с именем А. Н. Верстовского, занимавшего руководящие посты в московской Дирекции императорских театров. В 1825 открылось новое здание Большого театра. В труппе Большого театра состояли певцы
В 19 веке в Москве гастролировали многие выдающиеся зарубежные музыканты — скрипачи В. Вьётан, К. Лидиньский,
Общественный подъём культурной жизни России 1850—60-х годов повлёк за собой стремление писателей, композиторов, актёров и других представителей художественной интеллигенции к объединению (характерная черта культурной жизни Москвы во все дальнейшие периоды). Возникает Артистический кружок (1865—83), в который входили
Для музыкальной жизни Москвы, и в частности для консерватории, огромное значение имела деятельность П. И. Чайковского, главы так называемой московской композиторской школы, к которой принадлежали
Концертная жизнь Москвы приобрела в последние десятилетия 19 века большой размах. С середины 90-х годов в репертуар концертов РМО всё больше входило произведений русских композиторов, в том числе воспитанников Московской консерватории, среди которых —
Значительные изменения произошли в конце 19 века и в области музыкального театра. Средоточием передовых тенденций в оперном искусстве явилась Московская частная русская опера С. И. Мамонтова (1885) и Оперный театр С. И. Зимина (с 1904). Историческая заслуга этих театров заключалась в повышении уровня мастерства оперной режиссуры, а также в блестящем составе труппы. Труппа С. И. Мамонтова выдвинула плеяду оперных певцов, среди которых —
В конце 19 века на Пречистенских бесплатных курсах для рабочих и работниц преподавались музыкальные дисциплины; хором Пречистенских классов руководили
В Москве возникли и другие формы музыкально-просветительской работы. В их числе — концерты С. А. Кусевицкого, цикл «Исторические концерты», организованный С. Н. Василенко, а также выступления «Московского трио» в составе
Усилился интерес к фольклору; в 1901 при Этнографическом отделе Московского этнографического общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета была учреждена музыкально-этнографическая комиссия
Несмотря на демократичную направленность музыкальной жизни Москвы в первые десятилетия 20 века профессиональное музыкальное искусство продолжало оставаться малодоступным для широких слоёв населения. Только Октябрьская революция 1917 смогла сделать искусство всенародным достоянием и делом государственной важности. Москва стала одним из важнейших очагов нового музыкального искусства. Возник ряд новых музыкальных учреждений и коллективов, перестраивалась работа старых, ранее существовавших, перед ними выдвигались задачи широкого культурно-пропагандистского, просветительного характера. План государственного музыкального строительства был намечен в ряде декретов, подписанных В. И. Лениным в 1918—19 годы и впервые выдвинут в декрете «О Московской и Петроградской консерваториях» (1918). Развитием музыкального искусства стал руководить Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР, в работе которого участвовали виднейшие музыканты, в том числе
Центральное положение в московской музыкальной жизни сохранил за собой Большой театр (в 1924 открылся его филиал в помещении Оперного театра
В 1927 воспитанники Московской консерватории пианисты Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург завоевали премии на 1-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. В 1932 проведена 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства. В Москве 20-х годов жили и работали многие композиторы: А. В. Александров,
В 20-е годы возникли творческие объединения: Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ, 1923), Ассоциация современной музыки (АСМ, 1924), Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД, 1925), Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл, 1925). Сформировались центры развития научной мысли — Государственный институт музыкальной науки (ГИМН, 1921—31) и Музыкальная секция Государственной академии художественных наук (ГАХН). Вклад в организацию музыкально-исследовательской работы внесли
В 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» создан Московский союз композиторов (с 1959 — Московская организация Союза композиторов СССР, с 1960 входит в Союз композиторов Российской федерации), а в 1939 — Оргкомитет Союза композиторов РСФСР. В 1936 прошла первая Декада советской музыки; проведение декад в дальнейшем стало традицией. В Москве впервые прозвучали многие произведения советских композиторов. В 30-е годы проведён ряд всесоюзных исполнительских конкурсов (первый в 1933), выдвинувших новое поколение советских инструменталистов и певцов. Среди лауреатов — виолончелист Д. Б. Шафран, скрипачка
В годы Великой Отечественной войны многие московские музыканты были на фронте. Не вернулся с войны ряд педагогов Московской консерватории —
Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Большой театр СССР.
В послевоенные годы интенсивно развивалась музыкальная жизнь Москвы. Здесь жили и работали Д. Д. Шостакович (с 1943) и И. О. Дунаевский (с 1944), с 1956 живёт Г. В. Свиридов. В 1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд советских Композиторов.
Государственный академический русский хор Союза ССР.
В конце 40—50-х годов выдвинулась плеяда новых композиторских имён — Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай,
Сцена бала из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева. Большой театр СССР. 1959.
В Москве работают: театры — Большой театр СССР и Кремлёвский Дворец съездов (труппа Большого театра), Музыкальный театр имени