Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Слободы

Слободы

поселения свободных людей — ремесленников, торговцев и других, пользовавшихся княжескими, позднее царскими льготами. Слободы в Москве известны с 14 века; в 17 веке было около 150 слобод, рассеян­ных по всему городу, исключая Кремль. В Китай-городе была одна Патриаршая певчая слобода, в Белом городе — 21 слобода, ос­тальные в Земляном городе и за его пре­делами. Слободы занимали всю территорию Замоск­воречья в пределах Земляного вала. На­звания слобод отражали занятия слобожан — Кузнецкая, Мясницкая, Поварская и другие. В 17 веке были слободы: дворцовые и казён­ные (51 слобода), обслуживавшие дворцо­вое хозяйство, — Кадашевская слобода, Конюшенная Большая слобода, Садовые слободы, Хамовная слобода (см. Хамовники) и другие; военные слободы — стрелецкие, солдатские, ка­зачьи (последние — в районе современных 1-го и 2-го Казачьих переулков), слободы воротников (в районе Воротниковского переулка), Матросская слобода (в районе улицы Матросская тишина и Матросско­го переулка) и другие; монастырские, патриаршие и митрополичьи слободы; иноземные слободы — Немецкая слобода, Мещанская слобода, татарские слободы (в районе современных Большого и Малого Татар­ских переулков) и другие. Жители этих слобод были освобождены от городских и государственных повинностей («обелены» — отсюда название «белые» слободы). Особую категорию составляли так называемые чёр­ные слободы (в 17 века — 25 слобод), население которых несло многие городские и общегосударственные повинности, пла­тило подати. Среди жителей слобод шёл процесс имущественного и социального расслое­ния. Слобожане, особенно жители «чёр­ных» слобод, активно участвовали в московских вос­станиях 1648 и 1662, стрельцы — в вос­станиях 1682 и 1698. С переводом столицы в Петербург дворцовые слободы запусте­ли. Рост мануфактурного производства привёл к упадку слободских ремёсел. С введе­нием в 1722 для ремесленников цехового устройства и всеобщего подушного обло­жения горожан (1724) жители слобод по свое­му положению слились с купечеством и мещанством, исчезло слободское самоуп­равление. Ныне названия многих слобод сохрани­лось в наименовании ряда московских улиц, переулков и местностей (Кожевники, Сыромятники, Садовники и другие).

Литература: Снегирев В. Л., Московские слободы, Москва, 1956.