Градостроительство и архитектура Москвы. Часть 3
Архитектура Москвы в 1740—50-х годах в значительной мере антипод петровской: на смену принципам утилитаризма и практицизма приходит стремление к пышности и великолепию построек. Дворцовое строительство было развито относительно слабо (Апраксиных дом). Проблемы регламентации застройки на началах регулярности отступили на второй план, не были воплощены грандиозные строительные замыслы (проекты Сенатского дома и комплекса Госпитального и Инвалидного домов с собором в центре, архитектор Д. В. Ухтомский). В связи с этим московское барокко представлено почти исключительно церковными постройками, в которых традиции русского зодчества обрели новую жизнь: древнерусское пятиглавие, ярусность и красно-белая гамма «нарышкинского барокко» теперь сочетаются с ордером (Климента папы римского церковь на Пятницкой улице, надвратная Тихвинская церковь Донского монастыря).
Основные тенденции в архитектуре Москвы второй половины 18 — первой четверти 19 веков определяет складывающийся классицизм, прошедший в Москве три этапа развития: ранний классицизм (1760—70-е годы), зрелый классицизм (1780—90-е годы) и ампир (первая треть 19 века). В загородном строительстве (усадьба Царицыно, Петровский дворец), во временных сооружениях (увеселительные постройки на Ходынском поле, архитектор В. И. Баженов), в строительстве отдельных, так назваемых готических зданий в центре Москвы в начале 19 века (церковь Вознесенского монастыря, Печатный двор на Никольской улице) наряду с классицизмом нашли применение формы ложной готики. Классицизм противопоставил барокко логическую чёткость и простоту, спокойное величие, тектоничность и строгость композиций с ясно выраженным центром, симметрией осевых композиций. Ведущими типами становятся общественные, связанные с гражданским и просветительским пафосом идейно-художественной программы классицизма здания — больницы, странноприимные дома, учебные заведения и театры. Достигает максимального подъёма регулярное градостроительство, дворцовым сооружениям придаётся характер общественных зданий. Архитектура классицизма 18 века связана с именами двух крупнейших зодчих — В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, представляющих своим творчеством 1760—70-е и 1780—90-е годы. Развитая объёмная композиция дома Пашкова (архитектор В. И. Баженов), отвечая нормам регулярности, органично вошла в живописный силуэт московской застройки с бесчисленными церквами, венчающими пригорки и холмы пересечённого рельефа древней столицы. В. И. Баженов разработал проект Кремлёвского дворца, предусматривавший коренное изменение облика Кремля, превращение древнего города-крепости в грандиозный форум — новый общественный центр Москвы. Творческое наследие М. Ф. Казакова включает ряд общественных зданий (Сенат, университет, Голицынская больница, Колонный зал Дома Союзов), сохранявших значение образца и по-своему интерпретируемых в сооружениях его учеников И. Е. Еготова, Р. Р. Казакова, Е. К. Назарова и других. Характерные для Москвы традиции исторического города, сохранявшего в облике и пространственной структуре черты усадебности, предопределили своеобразие барского жилого дома второй половины 18 века, с которым отождествляется своеобразие вклада московской школы в наследие классицизма. М. Ф. Казаковым были разработаны основные его типы — наугольного дома, дома с главным корпусом и с двумя боковыми флигелями, располагавшимися по красной линии улицы, усадьбы в городе с открытым парадным двором и равнозначными уличным и дворовым фасадами. Им же были определены и пространственно-планировочная структура зданий с подсобным нижним этажом, парадным средним и жилым верхним, с двумя рядами анфилад, состав помещений, последовательность их расположения и характер убранства интерьеров. В оформлении фасадов получает распространение ордер, трансформирующий свободные живописные композиции старых палат в регулярные, симметричные, с монументальными, увенчанными фронтонами портиками. Часто симметрично выровненный фасад сочетается с асимметричной конфигурацией самого дома, сохранявшего Первоначальную планировку, ложные ворота и заборы.
Красная площадь. Гравюра по рисунку Ж. Делабарта. 1795.
После пожара 1812 для руководства восстановительными и реконструктивными работами была создана Комиссия для строения Москвы (1813—43) под руководством О. И. Бове. Работа комиссии предусматривала создание нового общественно-административного центра с полукольцом парадных площадей вокруг Кремля, уничтожение стен Белого города и устройство на их месте кольца бульваров, создание площадей в местах их пересечения с радиальными улицами, выпрямление улиц и застройку их домами, расположенными по красной линии. В дополнение к Бульварному кольцу на месте Земляного города было создано Садовое кольцо с площадями на пересечении с радиальными улицами, определены границы города по Камер-коллежскому валу и запроектированы площади у застав, в том числе Тверская с Триумфальными воротами. Река Неглинная была заключена в трубу и над ней у северной стены Кремля был разбит Александровский сад, обновился в классическом духе фасад Верхних торговых рядов на Красной площади, по оси их центрального портика был поставлен памятник Минину и Пожарскому; ров, тянувшийся вдоль северо-восточной стены, был засыпан. Красная площадь, приблизившаяся по конфигурации и планировке к современному облику, обрела черты парадной площади классицизма. Ансамбль Театральной площади (ныне площадь Свердлова), новый фасад здания университета, Манеж коренным образом изменили облик центра Москвы. Столь же радикально изменился и облик улиц. В Комиссии для строения были выработаны правила, определявшие этажность, размеры, окраску жилых и служебных зданий, их размещение на улице в зависимости от местоположения и материалов дома (камень или дерево); там же утверждались проекты фасадов. Значительные изменения претерпел тип жилого дома-особняка, с наибольшей полнотой представляющий московский ампир. Значительно унифицирована композиция особняка. Это — сильно уменьшившийся в размерах компактный блок (одно-, реже — двухэтажный), вынесенный на красную линию улицы, с мезонином или без него, с непременными антресолями со стороны двора, с 7 — 11 окнами по уличному фасаду. Многообразие вариантов определяется главным образом декоративным портиком из приставных колонн или пилястр, фронтоном или аттиком, особенностями распределения руста или лепнины. Крупным мастером московских особняков был А. Г. Григорьев.